Таинства Исповеди и Причастия в жизни православного христианина

В жизни православного христианина таинства Исповеди и Причастия должны занимать центральное место. Однако, на примере современного человека далеко не всегда это соответствует действительности. Протопресвитер Александр Шмеман в «Докладе об Исповеди и Причастии», представленном «Священному Синоду Православной Церкви в Америке» 17 февраля 1971 года, рассматривает этот вопрос.

В практике Русской Православной Церкви эти таинства обычно связаны между собой. Для подготовки ко Причащению рекомендуется также определенное молитвенное правило и пост. Периодически возникают споры о том, как часто нужно причащаться и действительно ли необходима традиционная подготовка для готовящимся приступить к этим таинствам.

Люди ходят в церковь настолько часто, насколько им позволяют их работа, семья. Есть те, кто приходит по воскресеньям и по большим праздникам, есть те, кто ходит в храм раз в месяц, а то и несколько раз в году. Однако, несмотря на то как часто такие люди приходят в храм, у них есть вера и своя нужда в таинствах церковных. Ведь нельзя причащаться просто зайдя в храм с улицы, не исповедуясь, не задумываясь ни о чем, не готовясь к этому молитвой и постом. Так, первое послание святого апостола Павла к Коринфянам гласит: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». Следует понимать, что люди находятся в разном внутреннем душевном и духовном состоянии. Им необходима помощь опытного священника, который мог бы помочь определиться с тем, как часто может причащаться тот или иной человек, и какое приготовление к Причастию ему необходимо.

Также следует понимать, что человеческих сил достойно подготовиться к таинствам Исповеди и Причастия недостаточно. Человек грешен: «Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь» (Пс. 115, 2).

Страх недостойно причащаться не должен останавливать нас на этом пути. Святой преподобный Ефрем Сирин пишет: «Боюсь причащаться, как недостойный, но еще более боюсь остаться без причащения, дабы не погибнуть». Необходимо со смирением готовиться к этим таинствам, уповая на милость Божию. И помнить слова святителя Иоанна Златоуста: «Одна у нас должна быть скорбь – та, что мы не приобщились этой пищи. Действия этого таинства совершается не человеческою силою».

(25)