Что может сказать наука о Боге

До сегодняшнего дня человеку полностью не удалось изучить всю вселенную, весь мир. Этот процесс продолжается. И, если принять во внимание, что степень изученности составляет около 1%, то можно сделать вывод о том, что до завершения еще очень далеко.

Величайшие ученые верили в Бога, и многие ученые не верят в Него, следовательно, не наука отрицает Бога. Мы стоим перед альтернативой не науки и религии, а религии и атеизма.

Этой позиции придерживается профессор МДА А.И. Осипов: «Нет противостояния науки и религии. Величайшие ученые верили в Бога, и многие ученые не верят в Него, следовательно, не наука отрицает Бога. Мы стоим перед альтернативой не науки и религии, а религии и атеизма.

Каково ценностное соотношение между религией и атеизмом? Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно рассмотреть религию и атеизм как две теории бытия (или небытия) Бога, поскольку данная проблема является для них главнейшей. При таком подходе к ним должны быть предъявлены по меньшей мере два основных научных требования. Первое: необходимость иметь факты, которые бы подтверждали теорию. Второе: указать реальные пути опытной (экспериментальной) проверки ее основных положений и выводов. Очевидно, что только теория, удовлетворяющая этим требованиям, может быть признана в качестве научной, заслуживающей серьезного внимания.

Что же в таком контексте представляет собой религия и атеизм? Если говорить о религии, то она предлагает неисчислимое количество фактов, прямо свидетельствующих о существовании Бога, души, ангелов и демонов, особых сверхъестественных сил и т.д. Чтобы убедиться в этом, достаточно указать на жизнь хотя бы одного из великого множества святых, наиболее близкого нам по времени русского святого Иоанна Кронштадтского († 1908), деятельность которого проходила всегда на глазах огромного числа людей и сопровождалась очень многими поразительными чудесами. О них написана колоссальная литература. Еще живы некоторые из тех, которые непосредственно общались со свидетелями его деяний.

Неужели мы можем одним росчерком пера перечеркнуть колоссальное количество религиозных фактов, имевших место всегда, вплоть до настоящего времени?! Неужели эти факты есть только обман, выдумка, фантазия, сумасшествие, иллюзия? Неужели все? Ведь их признавали величайшие мыслители человечества, в том числе и ученые. А на каком основании мы их можем отвергнуть?

Итак, религия предлагает факты; наряду с бесчисленными фактами Православие предоставляет каждому человеку средства проверки истинности своих утверждений, вполне конкретный путь личного познания, засвидетельствованного в этих фактах духовного мира. В самой лаконичной форме это средство выражено словами Христа: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).

А что предлагает атеизм? С одной стороны, он не имеет и в принципе не может обладать какими-либо фактами, подтверждающими небытие Бога, духовного мира. С другой стороны, сама бесконечность познаваемого мира однозначно говорит, что это никогда невозможно доказательно утверждать, хотя бы в силу того, что все познания человека в любой момент времени являются лишь ничтожными островками в океане непознанного. Поэтому, даже если бы Бога не было, это оставалось бы вечной тайной для человечества, в которую можно верить или не верить, но не знать.

Атеизм не в состоянии ответить на важнейший для него вопрос: «Что конкретно должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?» А без ответа на этот вопрос атеизм оказывается не более чем слепой верой. Хотя ответ очевиден: есть только один путь, позволяющий убедиться в бытии или небытии Бога, – путь религиозный. Иного способа просто не существует».

Многие ученые говорили о роли веры в научном познании мира. Профессор МИФИ А.П. Акифьев, в частности, сказал: “Известно, что невозможно доказать существование Бога научными методами, а вот свидетельства существования Бога научными методами получить можно. В этом и состоит суть научной работы. Это и есть истинное наслаждение, когда, по слову апостола Павла, Творец познается через рассматривание Его творений. Занимаясь научным творчеством, мы, и я в частности, каждый день убеждаемся в существовании Творца”.

Михаил Васильевич Ломоносов писал: «Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и всякое величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию».

Физик-теоретик Пол Дэвис (Paul Davies) — профессор в области космологии, профессор Университета штата Аризона и директор BEYOND: Центра фундаментальных концепций в науке, сказал, что «доказательство разумного замысла потрясающе». А профессор из Оксфорда Джон Леннокс (John Lennox) — известный британский математик и философ науки, профессор математики Оксфордского Университета, а в Грин Темплтон Коллежде он преподает философию науки заявил: «Чем больше мы узнаем о нашей вселенной, тем более убедительной в качестве объяснения причин нашего существования становится гипотеза о существовании Создателя».

Советский физик Андрей Дмитриевич Сахаров писал: «Я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным».

Великий русский хирург и анатом Николай Иванович Пирогов сказал: «Я сделался искренне верующим, не утратив нисколько моих научных, мыслью и опытом приобретенных убеждений».

Другой наш российский хирург академик Александр Федорович Черноусов говорит: «Я не делаю ни одной операции без предварительной молитвы. Молюсь за больного и чтобы Господь помог».

Но не только ученые и философы свидетельствуют о Боге. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал однажды: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… в нем находить всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, все, что было великого с самой древности!… Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям… Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике… Библия всемирна… Вот единственная книга в мире: в ней все есть».

Федор Михайлович Достоевский писал: «Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!… И сколько тайн разрешенных и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа сего слова и всякого прекрасного восприятия».

Именно на религиозных основах и появился государственный закон: известные нам заповеди не убий, не кради, чти отца и матерь твою – по-прежнему находят свое отражение в современной конституции и кодексах. Существование человека без веры делает его жизнь бессмысленной и пустой – битва за богатство, власть и наслаждения, которые с собой человеку не забрать после смерти… Хорошо об этом писал французский математик, механик, физик, литератор и философ Блез Паскаль: «Без учения Христа люди бы заели друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы». Бог освящает нашу жизнь, наполняет смыслом.

Таким образом, сегодня мы наблюдаем синергизм науки и религии: наука делает нашу жизнь легче, безопаснее и комфортнее, а религия делает нашу жизнь жизнью, в самом широком смысле этого слова.

(26)