Четвертая заповедь десятисловия (Ветхозаветная суббота и день воскресный в христианской церкви)

Четвертая заповедь десятисловия (Ветхозаветная суббота и день воскресный в христианской церкви)

Введение

Десятисловие содержит десять основных законов, которые, сам Господь Бог дал пророку Моисею на горе Синай на пятидесятый день после выхода еврейского народа из Египта. Историю появления десяти заповедей Закона Божия мы узнаем из книги Исход (Исх. 19:10-25)[1]. Первые четыре заповеди содержат обязанности человека в отношении Бога. Одна из них, четвертая заповедь Закона Божия, звучит так: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх.20:8-11)[2].

Тема «Четвертая заповедь десятисловия (Ветхозаветная суббота и день воскресный в христианской церкви)» имеет непреходящее значение и касается одной из самых важных сторон христианской жизни – соблюдения четвёртой заповедью Десятисловия, почитания воскресного дня.

В условиях низкого уровня духовного просвещения, недостаточного воцерковления населения и стремительного ритма современной жизни, соблюдение четвертой заповеди является важной, установленной Богом, причиной для каждого человека для выделения одного дня в неделю с целью особого прославления Господа и посвящения Ему: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8)[3]. Этот день заповедано помнить для освящения его, что в жизни реализуется в делах молитвы, чтения, посещения храма. Это дает возможность отойти от суеты житейских дел и посвятить часть своего времени Богу. Так человек вступает в живую связь с Богом, получает от Него освящение и благословение на житейские дела.

Преподобный Исаак Сирин пишет: «Заповеди Божии выше всех сокровищ мира»[4], а епископ Игнатий Брянчанинов говорит: «Исполнение заповедей в обществе человеческом доставляет исполнителю опытное, самое ясное и самое подробное познание падшего естества человеческого и падших духов»[5].

Четвертая заповедь важна уже потому, что она дана Богом: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх.31:12-13)[6].

Параграф 1. Ветхозаветная суббота

Вторая глава книги Бытия стихи 2-3 гласят: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:2-3)[7]. Очевидно, что Бог не нуждался в покое, поэтому это постановление имело в виду человека.

Божественное постановление было необходимо для него в состоянии невинности его, то не нуждался ли в ней тем более человек падший; человек, подчиненный плоти, видимому миру, суровой необходимости труда, наконец, греху, который постоянно изглаживает из его сердца образ Божий и сознание высокого человеческого назначения?

В первый раз упоминается о субботе в книге Исход: «И [он] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исх.16:23)[8]. Такое упоминание было еще до установления еврейского закона. То, каким способом святой пророк Моисей напоминает об этом постановлении израильтянам по поводу сбора манны накануне «святой субботы Господней», показывает, что пророк не дает евреям новой заповеди, но восстановляет старую, возможно, забытую во время гонений на христиан в Египте. Теперь же в пустыне, на свободе, необходимо было ее восстановить. Выражение, в котором предписывается четвертая заповедь: помни день субботний, чтобы святить его, показывает, что помнят лишь то, что уже знают, как и берегут лишь то, что имеют. Оно остается таким же необходимым и священным для нас и в нашей обыденной жизни, и в шумном ритме современной цивилизации, каким было у первых верующих.

Строгость его указывает нам, насколько Бог считал необходимым это постановление для религиозного воспитания избранного Им народа. Святой апостол Павел пишет в послании к римлянам: «мы не под законом, а под благодатью» (Рим.6:15)[9]. Поэтому нельзя относиться к этому древнему постановлению как незначительному. Следует помнить, что учреждение субботы вместо того, чтобы смешаться с множеством различных мелких предписаний Моисеева закона, отражено в Десятисловии. В нем в краткой, но удивительной форме излагает весь нравственный закон, и все требования имеют прямое отношение к религиозной жизни каждого человека, который пожелал бы в любое время и в любом месте служить Господу Богу.

Почитание субботы очень рано закрепилась в жизни израильского народа. Ни жестокие гонения, ни оскорбительные насмешки не могли заставить древних евреев забыть свои субботы. На важность его указывает и сам законодатель Моисей, повторяя неоднократно увещание хранить субботу и определяя смертную казнь за её нарушение: «И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота: не будет его в [этот день]. [Но некоторые] из народа вышли в седьмой день собирать — и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день. И покоился народ в седьмой день» (Исх.16:25-30)[10].

Суббота соприкасалась с различными сторонами общественной и частной жизни древних евреев и для каждой из них имела свое значение. Господь Бог Сам указывает обязательность и разное значение субботы: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх.20:8)[11], «Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:3)[12], «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх.23:12)[13]. Это дар Господа людям. Суббота дана для  прославления Его, для духовного возрастания человека, возможность подкрепить слабые силы человека через общение с Богом, отдых немощному человеческому телу от трудов. Также это установление о почитании субботы, как дня Божия,  соблюдении субботнего покоя было очень строгим: «Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; <…> И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею» (Чис.15:32,36)[14].

Господь избрал народ Израиля и чрез него хотел совершить спасение мира. Поэтому жизнь народа изменялась, делая его достойным дел рук Божиих. Главная цель Моисеевых установлений заключалась в воспитании еврейского народа. В Обетованную землю должен был войти народ обновленный, с религиозными принципами жизни и мировоззрением свободного человека, а не раба.

Еврейский народ посвящал Господу один день каждой недели, оставляя все земные попечения и прекращая на это время все свои дела. Это была жертва Богу. Основанием для выбора субботы было то, что к седьмому дню творческий акт был завершен. Почитание субботы напоминает о сотворении мира, внушает благоговение к Творцу, сохраняет веру, напоминает об исходе из Египетского плена. Господь заключил с народом своим завет: «И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх.31:16,17)[15].

Параграф 2. Новозаветная суббота

В Новом Завете предписывается законом почитать не определенный день недели, а всю человеческую жизнь в любом месте и в любое время исполнять Божии заповеди. Из деяний святых апостолов становится известно, что христиане того времени «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» (Деян. 2:46-47)[16].

О воскресном дне пишет  императору Траяну и древнеримский политический деятель Плиний Младший: «христиане имеют обыкновение в определенный день собираться до восхода солнца, чтобы воспевать песни Христу, как Богу, и обязывают себя торжественной клятвой не делать никакой неправды»[17].

Святой преподобный Иоанн Дамаскин, говоря о ветхозаветной субботе, указывает что она установлена «чтобы те, которые не посвящают Богу всей жизни, которые служат Господу не из любви, как Отцу, но как неблагодарные рабы, уделяли Богу хотя бы малую и незначительную часть своей жизни и (делали бы) это хотя бы из-за страха ответственности и наказаний за нарушение (заповеди)»[18]. Ветхозаветная заповедь о субботе нужна была для того, чтобы человек не терял связь с Богом путем уклонения в сторону страстей.

Новозаветная суббота же обращается уже к человеку Нового Завета, человеку внутреннему. И требует от него работы души и духовного подвига, а не простого соблюдения заповедей, как внешнее проявление духовной жизни христианина.

В Евангелии от апостола Марка мы узнаем слова Иисуса Христа: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мрк.2,27)[19]. Из этого отрывка мы узнаем, что Иисус Христос с учениками проводили собрания на которых учили народ, тем самым, почитая седьмой день — субботу.

Таким образом,  четвёртая заповедь Десятисловия в свете новозаветного учения истинно почитается духовно,  через исполнение добрых дел, молитвы, участии в богослужениях, а не путем внешнего, формального исполнения закона.

Параграф 3. Воскресный день сегодня

Многие  люди до сих пор ведут споры, называя Православное христианство сектой, которую организовали древние евреи, стремящиеся создать новую религию, а Иисус Христос всего лишь был ее главой. Он реформировал Моисеев Закон, отменил ветхозаветное празднование и почитание субботы и много других еретических речей. Но мы знаем, что это не так.

Господь благодаря Его великой благости бесконечной премудрости положил посвящать один день, оставляя всякое житейское попечение. Это установлено чтобы по забвению или по немощам человеческим христианин не забывал Творца, Его щедроты и милости и продолжал славословить Всевышнего, прославляя словом и делом.

Преподобный Ефрем Сирин об этом пишет: «Кто соблюдает заповеди, тот любит себя, а кто пренебрегает ими, тот вредит своей душе»[20]. И Далее святой развивает эту мысль: «Христос требует не исполнения заповедей, но исправления души, для чего узаконил заповеди» [21].

Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Так что мы уже более не рабы, но сыны, не под законом, но под благодатью; не отчасти и не по страху служим Господу, но должны посвящать Ему все время жизни и раба, разумею, гнев и похоть, – всегда успокаивать от греха, и обращать свой досуг к Богу, непрестанно устремляя к Нему всякое пожелание, гнев же (свой) вооружая против врагов Божиих; равным образом и подъяремное животное – т. е. тело, успокаивать от рабства греху, побуждая служить божественным заповедям»[22].

Со времени Воскресения Иисуса Христа в Православной христианской религии празднуется воскресный день. Именно этот день назван седьмым, Днем Господним, а позже — воскресеньем. Таким образом, для христиан днем памятования о Боге стало воскресенье. Это не было нарушением Ветхозаветной Заповеди, наоборот, это означает ее окончательное исполнение. В Bетхом Зaвете в субботу человек вспоминал, что Бог его не забыл, что Он придет и спасет от греха и смерти Свой народ. В Нoвом Зaвете человек вспоминает именно в воскресенье, что Бог уже пришел и уже спас нас, воскреснув из мертвых. Поэтому смысл четвертой заповеди полностью реализовался в почитании дня воскресного, напоминающего о Воскресении Христовом.

Заключение

Итак, в Православном Христианстве сохраняется уважительное отношение к субботе. Ее значение как главного праздника Ветхого Завета уменьшилось с появлением воскресного дня. В первые века христианства Церковь не запрещала иудейским христианам почитать и хранить субботу по закону Моисееву. При этом запрещалось это делать новообращённым из числа язычников. Позднее, начиная с III века, Церковь утверждает особый статус субботы в канонах, закрепляя память о её праздновании во времена Ветхого Завета, запрещая ветхозаветный способ почитания субботы.

Глубокий духовный смысл субботы и воскресного дня раскрывается в свете святого учения Православной Церкви, который выходит за рамки простого посвящения одного дня Богу для прославления Его.  Нoвом Зaвете на первое место выходит совершенствование внутреннего человека через прославление Господа и стремлении ходить Его путями.

По мнению Православной Церкви именно воскресение Христово ведет нас к истинному прославлению Господа Бога, упразднившего смерть, даровавшего нам живот вечный.. Поэтому, новый и главный праздник Православной Церкви – воскресный день.

Список использованных источников

 [1] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001. С. 72.

[2] Там же С. 73

[3] Там же С. 73

[4] Святого отца нашего Исаака Сирина слова духовно-подвижнические. И. Сирин. Рипол Классик, 2014. С. 86.

[5] Брянчанинов С. И. Творения: Аскетические опыты. Приношение современному монашеству//М.: Лепта. – 2001.

[6] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001.С. 85.

[7] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001. С 6.

[8] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001. С 70.

[9] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001. С 1232.

[10] Там же С. 70.

[11] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001. С 73.

[12] Там же С 115.

[13] Там же С 76.

[14] Там же С 144,145.

[15] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001. С 86.

[16] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001.С. 1164.

[17] Эрик Н. Библейский словарь //СПб.: Библейский Центр. – 2002.

[18] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. М.: Издательство Сретенского монастыря. – 2003.

[19] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001.С. 1057

[20] Ефрем Сирин, преп. Избранные творения //М: Изд-во Сретенского монастыря. – 2006. С. 45.

[21] Там же С. 72.

[22] Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. М.: Издательство Сретенского монастыря. – 2003.С. 336

Фото: http://www.ruicon.ru.

(28)

Комментирование отключено.