Прежде всего, нам надо понимать, что Рождество Христово — это не просто великий праздник и торжественный день для всех христиан. В этот день плотию родился сам Господь Бог. То есть одно из Лиц Святой Троицы приняло на себя человеческую природу. Именно Иисус Христос рождается.
Обратимся к истории события, давшего человеку явную надежду на спасение. Итак, видя Вифлиемскую звезду, волхвы идут к пещере, где родился Богомладенец. Они преподносят подарки: золото, как царю земному, ладан, как Богу, и смирну — масло для бальзамирования тела усопшего, как тому, кто готовится умереть. Очевидно, что эти волхвы не были христианами, но им было открыто о личности Иисуса Христа очень много.
Первое упоминание о празднике мы находим у римского епископа Либерия в 360 году (IV век).
Явление Бога во плоти — это жертва, которой и искупились все грехи человечества. Феофан Затворник пишет: «Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами».
Добрые христиане до дня празднования Рождества, подражая Христу, соблюдают пост, стремясь очистить свою душу. Так как помнят слова Спасителя об изгнании бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва необходима для души, а пост для тела. Разумно будет выбирать себе меру поста по своим силам. Любое добровольное ограничение себя в удовольствиях уже пост.
Традиционными рождественскими блюдами в Сочельник являются сочиво и кутья. Их вкушают только один раз, после праздничного богослужения в Сочельник (вечером накануне Рождества).
В России традиционными символами Рождества являются Рождественская звезда, которая указывает место рождения Богомладенца Иисуса Христа; также сама ель и вертеп. Их вы можете увидеть в нашем храме.
Особенностями богослужения Рождества являются: чтение молитвы «Царю Небесный», торжественный гимн «С нами Бог».
Тропарь праздника Рождества Христова:
«Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе».
Перевод:
«Рождество Твое, Христе Боже наш, мир просветило светом знания; потому что тогда люди, служащие звездам, как богам, звездою научены покланяться Тебе – Солнцу правды, и признать Тебя Востоком свыше. Господи, слава Тебе».
Кондак:
«Дева днесь пресущественного рождает, и земля вертепе неприступному приносит. Ангели с пастырми словословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог».
Перевод:
«Ныне Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного и земля пещеру Неприступному приносит; ангелы с пастырями славословят; мудрецы же со звездою путешествуют, ибо для нас родился Младенец, Превечный Бог»
(37)